НДПУ: Закон «Об охране и использовании животного мира» должен быть совершенным

Фракция НДП Узбекистана не может присоединиться к некоторым высказываниям Блока демократических сил по законопроекту «Об охране и использовании животного мира».

Сегодня Узбекис­тан как полно­правный субъект международного права осуществляет последовательную социально-экономическую и экологическую политику, направленную на обеспечение стабильного развития, охрану окружающей среды, разумное использование природных, в том числе биологических ресурсов.

В этом направлении и фракция НДП Узбекистана, исходя из своих программных целей и задач, уделяет серьезное внимание вопросам охраны природы, проведения агитационно-пропагандистской работы среди широкой общественности.

В частности, законопроект Республики Узбекистан «Об охране и использовании животного мира» в новой редакции, внесенный 26 апреля сего года в порядке законодательной инициативы, был горячо обсужден членами фракции нашей партии.

Изменения и дополнения, вносимые в действующий закон, с точки зрения комплексной защиты генофонда диких животных как неотъемлемой части биологического разнообразия предусматривает закрепление новых правовых норм, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики и заполнение пробелов, имеющихся в законодательстве.

Анализ законодательных актов Республики Узбекистан показывает, что Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании животного мира», принятый в 1997 году, регулирует отношения в вопросах охраны животного мира на территории нашей страны, в том числе охраны популяции кочующих диких животных, их разумного использования, а также сохранение среды, в которой живут дикие животные. В связи с этим необходимо отметить, что один из основных принципов, определенных в Предвыборной программе нашей партии, — это дальнейшее укрепление регулирующей роли государства. С этой точки зрения члены нашей фракции в процессе изучения законопроекта отметили, что внесение в него норм о государственных органах и их полномочиях служит повышению эффективности правоприменительной практики в данной сфере.

Наряду с этим наша фракция по некоторым статьям законопроекта разработала свою конкретную твердую позицию и предложения.

Например, по мнению Блока демократических сил, необходимо совершенствовать механизм ведения государственного учета объектов животного мира, а также государственного кадастра животного мира. По их мнению, в статье 8 действующего закона определены нормы, касающиеся государственного учета животных, объемов их использования, а также ведения государственного кадастра животного мира. Указанными нормами предусмотрено, что государственный учет животных и ведение государственного кадастра животного мира осуществляются за счет средств Государственного бюджета. Введение норм об осуществлении этой работы как за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, так и за счет других источников, не запрещенных законодательством, сегодня создает возможность использования средств фондов охраны природы республикан­ского и местного значения, а также средств различных грантов.

Однако, по мнению нашей фракции, данная работа должна осуществляться только за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а средства фондов охраны природы необходимо использовать для усиления материально-технической базы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

Наряду с этим статья 14 законопроекта определяет меры по охране животного мира, однако в ней недостаточно уделено внимания социальной защите работников, принимающих участие в этих мероприятиях. По нашему мнению, в нормах законопроекта, определяющих мероприятия по охране животного мира, необходимо закрепить меры социальной защиты должностных лиц Государственного комитета по охране природы, работающих в сложных и суровых природных климатических условиях.

Мы считаем, что некоторые статьи, выдвигаемые членами фракции Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-Демократической партии Узбекистана, необходимо исключить из данного проекта закона. Статья 22 законопроекта предусматривает охрану и использование животного мира, а также предоставление налоговых и других льгот юридическим и физическим лицам, которые обеспечивают охрану среды их обитания и улучшение их положения. Однако ни в одной стране мира нет практики применения льгот к юридическим и физическим лицам в сфере охраны и рационального использования животного мира или охраны и улучшения состояния среды их обитания. Охрана природы, разумное ее использование считаются основным долгом человечества, и нельзя превращать эту деятельность в источник дохода или задачу, которая приносит экономическую выгоду. В этой связи мы считаем, что данную статью необходимо исключить из законопроекта.

Также в части 4 статьи 36 законопроекта указано на недопущение использования во время охоты запрещенных методов охоты и оружия. Однако наряду с этим в законопроекте конкретно не указаны методы охоты и виды запрещенного оружия. А также не раскрыто — кто же определяет запрещенные виды оружия и методы охоты и рыбной ловли. Подобное положение может создать условия для различного толкования и применения данной нормы. Поэтому, на наш взгляд, этот вопрос в данной статье должен быть конкретизирован.

Во время обсуждения речь также шла о статье 49, которая определяет вопрос ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира. В статье особое внимание обращено на то, что нарушения требования законодательства об охране животного мира имеет широкое распространение. Согласно сведениям Государственного комитета по охране природы, правонарушения в сфере охраны биологических ресурсов составляют около 40 процентов всех правонарушений в области охраны природы.

По нашему мнению, целесообразно еще более повысить эффективность охраны и использования животного мира, а также предупреждения нарушения законодательства, не ограничиваясь определением ответственности в законодательстве по данному вопросу. С этой точки зрения мы считаем, что необходимо усилить обеспечение материально-технической базы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы и обеспечить соответствующим оборудованием и инвентарем работников, которые осуществляют контроль за охраной природы.

Предложения и мнения, высказанные нашей фракцией, будут служить важной основой дальнейшего совершенствования проекта данного закона.

Аксавли ТУМИШОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции НДП Узбекистана.

Читайте также другие
Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *