Сенат Узбекистана утвердил поправки в некоторые законодательные акты

В ходе девятого пленарного заседания сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О судах», Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Узбекистан». Закон разработан в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 года  «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» и от 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан».

Сенаторы отметили, что вносимые в Закон Республики Узбекистан «О судах», Гражданский процессуальный кодекс и Хозяйственный процессуальные кодексы изменения и дополнения, направлены на создание соответствующей правовой базы деятельности вновь образуемых административных и экономических судов.

В частности, в связи с объединением Высшего хозяйственного и Верховного судов, созданием экономических судов, пересмотром статуса военных судов, из Закона «О судах» исключаются нормы, регулирующие деятельность хозяйственных судов, упраздняются окружные военные суды и военные коллегии.

В структуру Верховного суда вводятся коллегии по административным и экономическим делам, упразднена военная коллегия.

Внесенные Законом изменения и дополнения четко определяют подведомственность административных судов – это  дела по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающих из публично-правовых отношений.

В связи с образованием Высшего судейского совета Республики Узбекистан в Закон «О судах» вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми на Совет возлагаются функции по организационному обеспечению деятельности судов. Устанавливается порядок, согласно которому судья не может быть привлечен к ответственности, заключен под стражу без заключения Высшего судейского совета. Председатель Совета наделяется правом участвовать в заседаниях Пленума Верховного суда.

В соответствии с изменениями и дополнениями в Закон «О судах», определен порядок избрания (назначения) судей, досрочного прекращения их полномочий.

Законом предусматривается установление первоначального пятилетнего, очередного десятилетнего срока и последующего бессрочного пребывания в должности судьи, порядок исчисления срока полномочий судей, исходя из их общего судейского стажа, избрание (назначение) председателей судов на 5 лет, с установлением запрета на занятие этой должности в одном суде более двух сроков подряд.

При этом устанавливается предельный возраст пребывания в должности для судей Верховного суда – 70 лет, других судов – 65 лет, с возможностью продления до 5 лет для судей Верховного суда – Президентом страны, других судей – Высшим судейским советом.

По мнению сенаторов, принятие данного Закона будет способствовать дальнейшему повышению авторитета, обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышению эффективности деятельности судов по обеспечению надежной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан». Закон подготовлен в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан».

Сенаторы отметили, что данный Закон направлен на дальнейшую демократизацию и либерализацию судебно-правовой системы, повышение эффективности деятельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов, повышение доверия населения к правосудию, обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе.

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, законы «О судах» и «О прокуратуре». Указанными изменениями и дополнениями предусматривается упразднение уголовного наказания в виде ареста, одновременно с этим в систему уголовных наказаний вводится более мягкий, не связанный с лишением свободы вид наказания – «обязательные общественные работы». Сокращаются сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, с 72 до 48 часов, предельные сроки применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия с 12 месяцев до 7 месяцев.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными изменениями и дополнениями предусматривается передача от прокуратуры судам права выдачи санкций на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации трупа. Таким образом, расширяется сфера применения в судопроизводстве института «Хабеас корпус», усиливается роль и значение судебного контроля в уголовном процессе. В соответствии с Законом, судам предоставлено право применять альтернативные меры пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. При этом полностью отменяется институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, законодательно закрепляются механизмы восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства. Законом сокращается срок пересмотра судебного решения по гражданским делам в порядке надзора с 3 лет до 1 года.

Законом внесены соответствующие поправки, предусматривающие упразднение института рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора. Законом исключены дублирующие полномочия Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан по рассмотрению дел в порядке надзора. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» и иные законодательные акты.

Сенаторы отметили, что эти изменения и дополнения направлены на упрощение порядка переоформления лицензий и документов разрешительного характера и устранение неопределенности в правовом регулировании сферы лицензирования и прохождения разрешительных процедур.

Так, для стимулирования и создания дополнительных удобств субъектам предпринимательской деятельности, Законом предусматривается, что в случае слияния лицензиатов и субъектов предпринимательства – юридических лиц, имеющих лицензии на один и тот же лицензируемый вид деятельности и документы разрешительного характера на осуществление одного и того же действия и (или) деятельности, допускается переоформление только одной лицензии или документа разрешительного характера. Неурегулированность данных вопросов в действующем законодательстве создавала правовую неопределенность в правоприменительной практике и приводила к различным субъективным толкованиям со стороны лицензирующих органов при переоформлении лицензии.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 февраля 2016 года «О Государственной программе «Год здоровой матери и ребенка» вносятся изменения и дополнения в Закон «О качестве и безопасности пищевой продукции», в соответствии с которыми в законодательство вводится новое понятие – «безопасность пищевой продукции», закрепляются правовые механизмы, направленные на совершенствование правового регулирования в этой сфере.

Кроме того, данным Законом вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О конкуренции», в соответствии с которыми дается четкое определение понятия «контрафактный товар», конкретизированы виды недобросовестной конкуренции, устанавливаются более эффективные механизмы регулирования отношений, связанных с использованием (неиспользованием) товарного знака, реализацией товара с незаконным использованием обозначения, тождественного товарному знаку и других отношений в этой сфере.

Также вносятся изменения и дополнения в законы «Об иностранных инвестициях», «О налоговом консультировании», Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и Налоговый кодекс.

В частности, изменения предусматривают предоставление вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями права применять в течение пяти лет с момента их государственной регистрации ставки налогов и других обязательных платежей, которые действовали на дату их государственной регистрации (за исключением ресурсных и таможенных платежей). В соответствии с указанными изменениями и дополнениями субъекты предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. Закон одобрен сенаторами.

Законом также предусматриваются меры по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности организаций налоговых консультантов.

Сенаторы рассмотрели и одобрили законы Республики Узбекистан «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества (Москва, 29 ноября 2016 года)», «О ратификации Соглашения между Республикой Узбекистан и Исламской Республикой Афганистан о выдаче (Ташкент, 17 октября 2017 года)», «О ратификации Соглашения об учреждении Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (Исламабад, 26 октября 2016 года)».

Подписывайтесь на канал
Источник

No tags for this post.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *